В условиях рыночной экономики цены являются главной организующей силой. Поэтому необходимо знать что такое цена, как она формируются, какие виды бывают, порядок цен и их основные функции. Обо всём этом мы и поговорим в нашей статье.
Что такое цена товара
Если говорить коротко, то цена товара — это та сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу.
Чтобы определить величину товара нужно смотреть на 3 показателя:
1. На стоимость самого продукта;
2. На стоимость денежного материала;
3. На соответствие спроса и предложения.
Когда спрос превосходит предложение — цена становится выше стоимости, когда предложение выше спроса — цена становится ниже стоимости. Когда спрос и предложение равны — устанавливаться равновесная цена.
Цена — это один из самых важных показателей, которые характеризуют состояние и изменение уровня и качества жизни населения страны. Следовательно, цена отражает различные социальные, а также экономические процессы в обществе.
Например, мастер-ювелир делает украшения: покупает металл, расходные материалы и арендует мастерскую на пару часов. На расходники и аренду он тратит 20.000 руб. Эта сумма является его расходами. Чтобы получить прибыль, ему нужно продать украшения дороже расходов, например, за 23.000 руб. 23.000 руб. — это и есть цена.
Размер наценки определяется тремя показателями:
1. Спросом. Чем больше людей хотят купить продукт, тем выше будет его цена. И наоборот: если спроса нет, цена будет снижаться.
2. Уникальностью товара. Если в отрасли отсутствует конкуренция или производство товаров по каким-то причинам ограничено, продавец может устанавливать самые высокие цены. Например, за предметы из одежды из заграничной коллекции покупатели платят намного больше, чем за обычные.
3. Сезонностью. В высокий сезон производитель предлагает покупателям намного больше товаров, поэтому может устанавливать низкие цены. Так, к примеру, все ягоды летом намного дешевле и доступнее, чем зимой.
Никаких ограничений для величины наценки нет: обычно она устанавливается после анализа рынка.
Чем цена отличается от стоимости
Каждый товар и каждая услуга имеют свою стоимость, отличную от цены, что указывает продавец при продаже. Очень часто два этих слова используются взаимозаменяемого без учёта их главной экономической сущности. Попытаемся разобраться, в чём же разница между двумя этими, казалось бы, похожими понятиями.
Стоимость продукта является, так сказать, синоним себестоимости, другими словами, это та сумма денег, которую производитель вложил в этот продукт.
Цена же — это та сумма, за которую продавец готов продать свой товар. Цена — денежное выражение стоимости товара.
Таким образом, стоимость составляет только часть от цены.
Стоимость может выражаться и в денежном эквиваленте, и в физических единицах: в трудочасах, нормочасах и т.д. Цена же всегда указывается в местной валюте.
Стоимость всегда включает в свой состав затраченное время, финансы, материалы, энергию, и другие показатели, которые были нужны для производства продукции, а цена обхватывает и денежную оценку этих затрат, и процент от прибыли, полученный производителем.
Что такое цена в экономике
В экономике ценой называют сумму денег, которую потребитель уплачивает при покупке чего-либо (услуг или товаров).
Также цена обозначивает денежный аналог полезности товаров и услуг, в которых нуждается покупатель.
Теперь поговорим о том, зачем нужны цены, в чем их смысл.
Цена является одним из рычагов, которые позволяют управлять экономикой. С её помощью можно понять, насколько продукция востребована на рынке, чтобы можно было более эффективно управлять производством и распределением бюджета.
Функции цены в экономике
Рассмотрим все функции цены с точки зрения экономики более подробно:
1. Поддержание равновесия на рынке. Если на рынке слишком много похожих товаров, их цена начнёт падать. Тогда предпринимателям станет не выгодно их продавать, и, соответственно, они начнут вкладываться в производство других продуктов. Всё это приведёт к тому, что прекратится избыточное производство, и начнётся производство дефицитной продукции.
2. Помощь в распределении денег. С помощью цены государство может распределять деньги между различными отраслями, регионами своей страны и даже социальными группами. Например, на рынке существует класс высокорентабельных товаров, на продаже которых производители зарабатывают больше, чем на обычных. В таких случаях государство может установить на данную категорию товаров акциз, то есть налог, который производители, импортёры или переработчики данных товаров должны будут уплатить. Одним из таких высокорентабельных товаров является алкогольная продукция. Налог с продажи алкоголя идёт в бюджет, а потом эти деньги государство распределяет на различные общественные нужды. Например, на выплату зарплаты бюджетникам.
3. Осуществление контроля в развитии различных сфер отечественной экономики. В целях поощрения развития производства государство может вводить свои ограничения для продавцов, торгующих импортными товарами. Например, оно может повысить тариф. Всё это приведёт к тому, что производить товары внутри страны будет гораздо выгоднее, чем привозить их из-за рубежа.
4. Привлечение инвестиций. Вкладчики инвестируют только в самые перспективные отрасли, потому что там, где производитель устанавливает высокие цены, высока и прибыль. Так развивается рынок.
Основные виды цен
В экономике существует огромная классификация видов цен. Она определяется по различным критериям и может быть темой отдельной статьи. Мы приводим для вас только основные виды.
1. По объёмам продаж продукции выделяют оптовые и розничные цены.
- Оптовыми называют цены для больших партий товара, что продаются предприятиям.
- Розничными — цены, по которым товары реализуются на потребительском рынке.
2. По особенностям формирования выделяют государственные, договорные и свободные виды цен.
- Государственными ценами называют те, на регулирование которых воздействовало само государство.
- Договорными — те, которые зависят от конкуренции на рынке и устанавливаются соответствующими договорами.
- Свободные или рыночные цены определяются самими производителями на основании анализа спроса и предложения.
3. В зависимости от стабильности во времени и фиксации различают фиксированные, гибкие и плавающие цены.
- Фиксированной ценой называют ту, которая устанавливается на определённом уровне, а её изменение возможно только после решения соответствующего органа, который ее утвердил.
- Гибкими называют цены, которые можно пересмотреть с учетом положения на рынке.
- Плавающая цена — это та, которая исчисляется для определённых категорий товаров, что имеют длительный срок изготовления. Такой вид ещё называют скользящей ценой. Она нужна, чтобы можно было учесть изменения в производстве за весь период изготовления товаров.
Но кроме этого цены могут быть: мировыми, котировочными, оптимальными и др.
Факторы ценообразования
На уровень цен оказывает влияние огромное количество факторов. Но больше всего на ценообразование влияют:
- издержки, затраченные производителями;
- конкуренция в конкретной отрасли;
- показатели спроса и предложения на продукцию;
- ценность и уникальность продукта или услуги;
- государственное воздействие.
Производительность труда: что это за показатель