Валовая маржа или gross margin – это выраженная в процентах общая рентабельность продаж. В предыдущей статье мы рассмотрели общее понятие маржи, отличие маржинальности от прибыли и торговой наценки. Сегодня более подробно расскажем простыми словами о валовой марже и сферах ее использования. Также вы узнаете, для чего рассчитывается коэффициент валовой маржи и каким должно быть значение этого показателя.
Что показывает валовая рентабельность
Дословный перевод словосочетания gross margin – валовая прибыль, однако это не совсем точно. Прибыль – это разница между выручкой и себестоимостью. Валовая маржа – это разница между объемом продаж и себестоимостью, деленная на объем продаж.
Мы уже знаем, что валовая маржа и валовая рентабельность – это, по сути, равнозначные понятия. Для чего же рассчитывается именно валовая, а не общая рентабельность бизнеса? Какие выводы сделает финансовый аналитик или инвестор, определяя этот показатель по данным финансовой отчетности компании?
Гросс маржа (синонимы: норма прибыли, валовая рентабельность) определяется в целях:
- Упрощения расчетов для крупных компаний. Если предприятие небольшое, а большинство расходов являются условно-постоянными, т.е. неизменными в течение длительного периода, то обычно не возникает сложностей с определением рентабельности с учетом издержек.
Но если же характер издержек зависит от сезонности, расходы подразделяются на коммерческие, управленческие и прямые, компания зависима от внешних инвестиций – тогда именно показатель валовой рентабельности является ключевым для оценки эффективности бизнеса.
- В некоторых случаях размер чистой прибыли не является показательным. За счет чистого дохода выплачиваются различные бонусы, подарки, некоторые компании тратят немалые суммы на представительские расходы, которые по законодательству являются нормируемыми. Кроме того, на чистую прибыль влияют банковские проценты по кредитам и депозитам, инвестиции и другие факторы, имеющие лишь косвенное отношение к основному направлению деятельности компании.
Итак, gross margin – это величина, показывающая долю прибыли на каждую денежную единицу (доллара, рубля и др.) в общем объеме выручки.
Где используется валовая маржа
Маржа валовой прибыли используется при проведении макроэкономического анализа предприятия, отрасли бизнеса, внутреннего и внешнего рынка страны в целом.
Для полного анализа финансового состояния компании вкупе с валовой прибылью нужны еще показатели операционной прибыли и дохода от инвестиционной деятельности. Gross margin лишь показывает, насколько результативно работает бизнес.
На величину гросс маржи влияют факторы:
- объемы производства или продаж;
- работа отделов продаж и закупок;
- фонд оплаты труда;
- затраты на замену и ремонт оборудования;
- сопутствующие услуги (аренда, охрана и др).
Иными словами, помимо выручки, в расчете gross margin участвуют издержки, без которых предприятие работать не сможет. Именно правильное соотношение доходов и расходов и определяет размер гросс маржи.
Какой должна быть валовая маржа
Приведем средние нормы показателей валовой маржи по некоторым отраслям:
Наименование отрасли | Gross margin, % |
---|---|
Оптовая торговля | 30-40 |
Технологии | 50-70 |
Здравоохранение | 10-20 |
Производство | 25-30 |
Итак, в оптовой торговле существует множество косвенных (не зависящих от объема реализации) расходов, поэтому минимальная маржинальность может свидетельствовать о низкой прибыли или убыточной деятельности.
Технологии – это достаточно большой пласт экономики. Так, высокотехнологичные отрасли могут работать с маржинальностью 60-80% и более (как мы помним, маржа не может быть выше 100%). Это объясняется тем, что некоторые разработки пользуются высоким спросом и, соответственно, стоят дорого. При этом затраты относительно невелики – требуется лишь техника и труд специалистов, которые часто работают удаленно.
Здравоохранение – это не только услуги медицинских учреждений. Это и производство медикаментов, оборудования для медицины, а также биотехнологии. Невысокая маржинальность объясняется тем, что эта экономическая отрасль регулируется государством: цены на препараты, квоты на лечение и др.
В производственной сфере рентабельность определяется закупочными ценами на сырье, материалы и комплектующие, а также затратами на оплату труда. Ввиду зависимости от курсов иностранной валюты (импортное сырье и оборудование), маржинальность в этой отрасли средняя – 30% и менее.
Как рассчитать
Gross profit margine (маржа валовой прибыли) определяется по формуле:
\[ GM=\frac{Revenue(выручка) – Cost(себестоимость)}{Revenue(выручка)} * 100\% \]
Cost=Purchase Price (закупочная цена)+direct expenses (прямые затраты)+indirect expenses (косвенные расходы).
Прямые затраты – это закупка сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих, амортизация оборудования, используемого в производственном процессе, расходы на доставку и др.
Косвенные затраты: аренда помещения, зарплата административно-управленческого персонала, расходы на рекламу и др.
Основное отличие: прямые расходы непосредственно относятся к деятельности. Например, без труда рабочих невозможно собрать станок. Косвенные расходы играют второстепенную роль. Так, реклама нужна, но собирать станки можно и без рекламы.
Распределение затрат на прямые и косвенные часто является непростой задачей. Однако и те, и другие расходы принимаются для расчета валовой маржи по формуле, приведенной выше.
Зачем и когда считать коэффициент валовой маржи
Результат расчета gross margin по формуле иногда называют коэффициентом валовой маржи. Рассчитывается этот коэффициент в целях:
- формирования конечной цены продукции или товара. Путем подстановки вычисляется минимальное и оптимальное значение, позволяющее получить прибыль;
- финансового анализа эффективности работы отделов продаж и закупок;
- оптимизации расходов.
Преимущества и недостатки коэффициента валовой рентабельности
Основными достоинствами показателя являются:
- Простота расчетов. Формула определения гросс маржи несложная, а данные для расчетов можно получить из бухгалтерской отчетности.
- Быстрый анализ. Имея под рукой средние значения маржинальности по экономическим отраслям и рассчитав нужное нам значение для конкретного предприятия, можно получить представление об эффективности ценообразования и бизнеса в целом.
Недостатки:
- Неполная картина об «успешности» деятельности компании. Коэффициент валовой рентабельности можно использовать только вкупе с маржой чистой прибыли.
- В некоторых случаях увеличение или падение коэффициента может носить временный характер. Так, на этапе становления бизнеса откуда взяться высокой маржинальности? Понятно, что в начале расходы могут значительно превышать доходы, но со временем ситуация исправляется.
Главным обнадеживающим критерием является рост коэффициента в течение нескольких периодов.
Пример расчета
Рассмотрим пример, используя финансовую отчетность.
Используя формулу, выполним расчет gross margin за 2018 и 2019 годы.
\[ GM(2018)=\frac{9292-7619}{9292}*100\%=18\% \]
\[ GM(2019)=\frac{14674-11445}{14674}*100\%=22\% \]
Мы видим, что маржинальность выросла на 4%. При этом доля расходов в выручке составляла:
в 2018 г.: 7619/9292*100%=82%;
в 2019 году: 11445/14674*100%=78%.
Для сравнения рассчитаем рост маржи чистой прибыли:
для 2018 г.: 1319/9292*100%=14%;
для 2019 г.: 2592/14674*100%=18%.
Мы получили те же 4%, но это не более чем случайное совпадение. В 2019 году прочие (операционные и внереализационные) доходы увеличились почти вдвое, а расходы вполовину сократились. Тем не менее, с помощью такого несложного анализа, мы можем с уверенностью говорить о том, что предприятие работает достаточно эффективно.
Заключение
Простыми словами, гросс маржа – это величина, показывающая процент прибыли в каждом заработанном компанией рубле или другой денежной единице.
Зная, как рассчитывается валовая маржа и где взять данные для ее определения, мы можем с уверенностью говорить о владении одним из базовых навыков финансового анализа предприятия. Аналогично можно рассчитать и маржу чистой прибыли, используя данные отчета о финансовых результатах. Для получения данных за текущий год следует использовать данные управленческой отчетности.