Маркетмейкер на рынке ценных бумаг – кто это, как торгуют

маркет мейкер Инвестиции

Маркетмейкер (англ. market maker – создатель рынка) – это профессиональный участник рынка, действующий в интересах биржи. Его функции заключаются в регулировании цен и поддержании баланса между спросом и предложением.

Сегодня поговорим о нюансах работы маркетмейкеров на бирже: для чего они нужны, на чем зарабатывают и какие приемы используют для поддержания ликвидности актива. Также разберем их отличия от брокеров и приведем примеры маркетмейкеров на фондовом и валютном рынках.

Кто такой маркетмейкер

Кто такой маркетмейкер

Это юридическое или физическое лицо, заключившее с торговой площадкой соглашение о поддержании ликвидности активов путем совершения сделок в нужном направлении. Простыми словами, маркетмейкер на бирже – это тот, кто помогает удовлетворить максимальное количество заявок на продажу и покупку и обеспечивает равновесие между спросом и предложением, регулируя объемы сделок.

Чтобы было более понятно, представьте себе такую ситуацию. У вас есть определенное количество акций какой-то компании, и возникла необходимость срочно их продать – неважно, по какой причине. Возможно, вам срочно понадобились деньги или знакомый специалист сообщил о грядущем падении цен. А может, вы просто решили провести ребалансировку портфеля.

Итак, вы выставляете заявку, а желающих купить бумаги в таком количестве не находится. Таким образом, ваша сделка откладывается на неопределенный срок, пока не появится покупатель, которого устроят и цена, и количество акций, предлагаемых на продажу. И пока вы ждете, цены могут начать падать, и вы упустите выгодный момент. Для этого и существуют маркетмейкеры – они купят у вас бумаги сразу, как только вы выставите заявку.

И наоборот, если вы намерены приобрести активы в определенном количестве, но столько бумаг никто из трейдеров не предлагает – через маркетмейкера вы сможете это сделать мгновенно.

Можно сказать, что маркетмейкеры – это посредники между трейдером и биржей, выполняющие две основные функции:

  • поддержание спрэда на установленном биржей уровне;
  • исполнение заявок мелких трейдеров.

В роли маркетмейкеров выступают банки, брокерские компании, инвестиционные фонды и крупные частные инвесторы.

История

Маркетмейкеры появились одновременно с биржами. Всегда существовали крупные игроки, регулирующие цены и объемы сделок. Сам же термин появился в 80-х годах прошлого века. Тогда сделки совершались посредством телефонных звонков, а сейчас все операции осуществляются мгновенно – через торговую платформу.

В качестве примера можно привести Центробанк, который является регулятором курса рубля по отношению к доллару. Скупая валюту, ЦБ стимулирует спрос и повышение стоимости доллара. А уменьшение долларовых запасов, напротив, укрепляет рубль.

Короткие перерывы в работе торговых площадок обеспечивают сохранение минимального разрыва цен и оптимальное количество заявок внутри биржевого стакана.

Читайте также  Что такое коэффициент Шарпа

Биржевой стакан – это такая таблица, которая формируется по каждому активу. Она включает два столбца – объем и цена. Сама таблица делится на два раздела – предложение и спрос, содержащие заявки на покупку и продажу.

Биржевой стакан

Данные стакана доступны всем трейдерам. А маркетмейкеры, работающие на бирже, видят не только заявки внутри биржевого стакана, но и отложенные ордера, стоп-лоссы и тейк-профиты. Это позволяет совершить максимальное количество сделок, выгодных для всех сторон – продавца, покупателя и биржи.

Принцип работы

Хотя маркетмейкеры и являются посредниками на бирже, для них самих совершаемые операции не всегда выгодны. Все дело в том, что они принимают участие в торгах постоянно, а не только при выгодном курсе. Как я уже упомянула, основная цель – обеспечение ликвидности инструментов, а не спекуляция.

Какие активы являются ликвидными? Те, которые хорошо продаются и покупаются. Главная задача маркетмейкера – обеспечить достаточное количество сделок в ценовом диапазоне, установленном биржей.

Цели и функции

Итак, основные задачи и функции маркетмейкера такие:

  • препятствование формированию ценовых разрывов;
  • удержание цен в заданном диапазоне;
  • удовлетворение максимального числа заявок;
  • соблюдение интересов всех игроков рынка;
  • поддержание ликвидности актива, даже если для этого приходится работать в убыток.

Для чего нужен маркетмейкер

убытки

Если бы посредников на бирже не было, рядовой трейдер бы столкнулся со следующими проблемами:

  • долгое ожидание подходящего контрагента для сделки и зависание заявки внутри биржевого стакана;
  • неоправданно завышенные цены на популярные инструменты;
  • убытки от резких колебаний цены.

Простыми словами, маркетмейкер подбирает предложения, максимально выгодные для обеих сторон по объему и цене, и позволяет совершить операцию в короткие сроки.

На чем зарабатывают маркетмейкеры

На тему заработка «серых кардиналов» рынка существуют различные мнения. Официальной версией, в которую немногие верят, считается, что маркетмейкер торгует за вознаграждение от биржи. Случаются и бонусы от эмитентов, например.

Действительно, маркетмейкерам нет смысла рисковать своей репутацией ради так называемого «противодействия рынку», в котором их часто обвиняют. Представьте себе ситуацию: цены на нефть падают, инвесторы в панике избавляются от акций нефтяных компаний. Долго ли получится противодействовать такому хаосу, если он имеет политическую подоплеку? И, самое главное, стоит ли принимать на себя такой риск, скупая эти акции?

Кстати, о рисках. Конечно же, крупные игроки хеджируют свои риски, поскольку они совершают большое количество торговых операций. Например, приобретая партию фьючерсных контрактов, маркетмейкер обычно заключает сделку противоположной направленности, в которой задействованы короткие позиции.

Но, помимо фиксированного вознаграждения от биржи, есть и другие источники прибыли:

  • компенсация за риски владения активами;
  • заработок на спекуляциях и спрэде (это в большей степени относится к маркетмейкерам, работающим на валютных биржах, где шанс заключить обратную сделку выше, чем на рынке ценных бумаг);
  • вознаграждение от эмитентов (например, при первичном размещении бумаг).

В интернете есть много материалов, содержащих информацию о том, как работает маркетмейкер на бирже, но лишь часть этой информации можно считать правдой. Все зависит от объема сделок, вида активов и уровня воздействия на рынок. Маркетмейкеры делятся на две категории:

  • институциональные – регулирующие спрос, предложение и объемы торговых операций в соответствии с условиями биржи;
  • спекулятивные – крупные игроки, влияющие на котировки путем совершения крупных сделок.
Читайте также  Что такое субординированные облигации?

Вторая категория и представляет собой некоторую опасность для трейдеров, особенно для новичков. Далее мы разберем несколько базовых приемов манипулирования рынком, а сейчас поговорим о том, как распознать маркетмейкера на бирже.

Как понять, что перед вами маркетмейкер

Распознать «серого кардинала» не всегда возможно. Причина в том, что по ликвидным позициям маркетмейкеры зачастую входят в рынок постепенно, разбивая крупную позицию на несколько мелких. При этом им удается увеличивать объем при откатах цен. Это беспроигрышный прием, и он часто используется.

Но бывает и так, что маркетмейкера увидеть довольно просто:

стакан котировок

Как видите, крупные позиции по покупку и продажу открываются парами. В обязанности маркетмейкера входит совершать операции с любыми видами активов, а не только с наиболее ликвидными. Иными словами, он должен покупать и продавать, даже если никто этого делать не хочет.

Список маркетмейкеров можно посмотреть на сайте ММВБ, он размещен в открытом доступе. Ну, а чтобы самому стать маркетмейкером, необходимо являться профессиональным участником рынка или крупным инвестором.

Как маркетмейкеры манипулируют рынком: основные приемы

Есть несколько ловушек, которые невидимые игроки расставляют для новичков. Большинство трейдеров, даже опытных, обращает внимание на те области графика, где отмечается наибольшая активность. Какую опасность эти области могут представлять?

Об этом было немного рассказано в статьях про стоп-лосс и тейк-профит. Вспомним про «охоту на лосей».

Сбор отложенных ордеров и стопов

Например, трейдеру поступает сигнал о пробое уровня цены. Обычно это происходит в области, где наблюдается скопление большого количества стопов и отложенных ордеров. Таким образом, маркетмейкер совершает крупную сделку, а трейдер получает убыток.

Цена специально подводится к уровню экстремума, сразу за которым размещаются ордера. Напомню, что маркетмейкеры видят все стопы и обращают ликвидность в свою пользу.

сбор отложенных ордеров

Обманный разворот тренда

Этот пункт вытекает из предыдущего. Развернув рынок в обратную сторону с помощью сигнала о ложном пробое уровня, маркетмейкер успевает открыть или закрыть нужную ему позицию по выгодной цене. Затем рынок возвращается к нормальному состоянию. Это происходит довольно быстро. Учитывая, что большинство трейдеров не имеет времени постоянно следить за графиками, эта стратегия отлично работает.

Если пробой достигнут, стоит дождаться обновления минимума или максимума цены – это уменьшит шансы попасть в ловушку и получить убыток.

Ложные пробои на фоне выхода новостей

Этот вид манипуляций ориентирован на сознание масс. Приведу пример с той же нефтью. На фоне политических новостей упала цена на фьючерс Brent, и маркетмейкер начинает скупать бумаги, которые завтра снова вырастут в цене.

Ложные пробои

При выходе различных негативных новостей разумнее всего ничего не предпринимать. Не стоит поддаваться панике и манипуляциям опытных игроков. Здесь используется тот же прием – ложный пробой уровня и разворот цены, который крупные игроки используют для получения прибыли.

Читайте также  Налоговый вычет - за что можно получить, как оформить

Обманчивые ценовые движения при открытии бирж

В часы открытия крупных мировых бирж наблюдается наибольшая активность – открываются новые позиции, размещаются стоп-ордера, увеличивается волатильность.

Нередко возникают ситуации, когда цена, движущаяся в одном направлении, в течение дня стремительно разворачивается. Это связано с тем, что маркетмейкеры стимулируют активность, работая с крупными объемами волатильных активов, и возникают все те же ложные пробои.

Как избежать этой ловушки? Все банально просто. Не начинайте активную торговлю в первый час после открытия Нью-Йоркской и Лондонской бирж. Дождитесь спада ажиотажа и спокойно открывайте позиции.

Чем отличается маркетмейкер от брокера

отличие маркетмейкера от брокера

Поскольку в роли маркетмейкеров нередко выступают брокерские конторы, иногда возникает путаница между этими двумя понятиями. Да, бывает и такое, что брокер является маркетмейкером. Но даже в этом случае функции различаются. Вот основные отличия:

  1. Брокер – это посредник, действующий от имени клиента. Он может порекомендовать, какие инструменты приобретать, когда входить в рынок, как получить налоговый вычет и т.д. Таким образом, брокер часто выступает в роли финансового консультанта. Маркет-мейкер же, если, конечно, он не является одновременно брокером для конкретного трейдера, – это невидимый игрок, что-то вроде оптовика на бирже. Он работает на биржу и на себя.
  2. Брокер получает комиссионные от клиента. Маркетмейкер получает вознаграждение от биржи и зарабатывает на разнице котировок.
  3. Брокер торгует от имени инвестора, маркетмейкер – от своего имени.
  4. Брокер имеет лицензию профессионального участника рынка, имеет право проводить экспертизу ценных бумаг от имени клиента. А поскольку большинство маркетмейкеров – это финансовые и кредитные учреждения, чаще всего эта лицензия у них тоже имеется, но для их функции на бирже она не является обязательной.

Примеры маркетмейкеров в России и в мире

По данным ММВБ, основными маркетмейкерами на российском рынке являются:

  • ПАО АКБ «Металл-инвестбанк» (фьючерсы на валютные пары и ставки);
  • АО «ИК «Ай Ти Инвест» (фьючерсы на акции Газпрома, Сбербанка, Лукойл);
  • АО «ФИНАМ» (опционы на фьючерсы индекса РТС);
  • АО «ИК «РИКОМ-ТРАСТ» (фьючерсы на акции и валютные пары);
  • АО «АЛОР+» (опционы на фьючерсы индекса РТС, валютные пары).

Что касается валютного рынка, здесь ликвидность обеспечивают банки:

  • Росбанк;
  • ЮниКредит.

На мировом рынке следует выделить такие компании:

  • JPMorgan;
  • Bank of America;
  • Deutsche Bank;
  • UBS;
  • Royal Bank of Scotland;
  • Barclays Capital.

Заключение

  1. Маркетмейкер (market maker) – это крупный участник рынка, совершающий большое количество сделок в целях обеспечения ликвидности активов.
  2. Доход маркетмейкера – вознаграждение от торговой площадки, а также заработок на разнице котировок.
  3. Если в биржевом стакане есть парные заявки на покупку и продажу примерно на одинаковую крупную сумму – скорее всего, это маркетмейкер.
  4. Маркетмейкер отличается от брокера тем, что действует в своих собственных интересах, а брокер – в интересах клиента.
  5. Чтобы стать маркетмейкером, необходимо обладать крупной суммой (не менее 10 млн руб.), и навыками хеджирования рисков.

Виктория Булахова

Автор статей. Финансист по образованию.

Оцените автора
Ранняя пенсия
Добавить комментарий

Заполняя данную форму и нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности